Место социальной роли в системе ценностей

Место социальной роли в системе ценностей

И общество, и индивид вправе рассматриваться как некие самостоятельные начала, каждое из которых живет какой-то своей жизнью. Смысл нашей жизни, жизни отдельно взятой личности, сокрыт от нас. В сущности, это один из самых сложных философских вопросов, над решением которого человеческая мысль бьется вот уже несколько тысячелетий. Но еще более туманен смысл жизни общества. И тем не менее мы вправе, более того, мы обязаны предположить, что оба измерения жизни связаны друг с другом, взаимоопределяют друг друга. Не может быть такого, чтобы жизнь общества была независима от жизни человека и наоборот, чтобы жизнь индивида не определялась бы смыслом и законами Место социальной роли в системе ценностей жизни социума.

Между тем, если мы принимаем постулат самостоятельной жизни социума как целого, мы обязаны принять и то, что у него есть какие-то свои, пусть не во всем открытые нам, цели. Действие социальных институтов (например, государства, церкви, политической партии), отдельные формы коллективного сознания (наука, идеология, религия, мораль, искусство) раскрывают перед нами еще не сливающиеся в некий замкнутый контур искомого смысла, но все же достаточно различимые очертания отдельных целей единого обнимающего всех нас организма-социума. В одном случае они прочитываются нами как «суверенитет», «свобода», «независимость», «территориальная целостность»... В другом – как «социальный мир», «социальный порядок», «гармония отношений», «правда», «праведность», «справедливость»... Например, библейское: Слава Место социальной роли в системе ценностей в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Все эти (правильно ли, нет?) прочтенные нами знаки, воспринимаются как некие ценности. Действием тех же институтов, сложившимися принципами и формами функционирования коллективного сознания ценности превращаются в нормы(все виды законов, подзаконных актов, положений, инструкций, сводом обязанностей и т.п.). Наконец, нормы обязаны реализоваться в реальном поведении человека, исполняющего ту или иную социальную роль. Именно эти звенья единой цепи последовательных превращений: ценность–норма–роль может быть осознана как совокупность элементов некоего сложного, существующего вне и независимо от сознания индивида, механизма коммуникационной связи между ним и обществом.

Место в Место социальной роли в системе ценностей этой цепи показывает и место социальной роли в общей системе обществоведческих категорий. Подчеркнем: не только социологических, но и более широкой номенклатуры понятий, описывающих жизнь общества.

Связь между понятиями социальный статус и социальная роль может быть охарактеризована следующим образом. Социальный статус фиксирует в себе круг ответственности личности (группы) обязанностей и обеспечивающих последние прав. В свою очередь, социальная роль личности (группы) предстает как форма их практической реализации в повседневной жизни. Поэтому социальный статус и соответствующая ему роль представляют собой две стороны одного феномена. Обе они взаимно дополняют друг друга, и ни одна немыслима без другой.

Все это вытекает из того, что и статус Место социальной роли в системе ценностей, и роль являются звеньями единой цепи воплощения, материализации общественного идеала. В какой-то степени соотношение этих понятий и той системы ценностей, которой они подчинены, описываются известной каждому максимой Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».[193]



Содержание социальной роли

Социальная роль — это реальное поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальная роль может быть определена и как совокупность социальных ожиданий: мы ждем и рассчитываем на то, что человек, обладающий тем или иным статусом, будет действовать в строгом Место социальной роли в системе ценностей соответствии с тем кругом обязанностей, которые общество возлагает на этот «атом» своей собственной структуры. И, разумеется, мы ждем, что его действия будут оставаться в пределах строго определенного же круга правомочий.

Социальная роль может быть описана и в терминах, свойственных театральным подмосткам. Социальный статус – это воля драматурга и указания режиссера, роль – окрашенное в цвета индивидуальности их исполнение. Часто, говоря о содержании социальной роли, цитируют Шекспира, не нарушим эту хорошую традицию и мы:

Шекспир о социальной роли:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль Место социальной роли в системе ценностей.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,

Ревущий громко на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан,

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь,—

Так он играет роль. Шестой же возраст —

Уж это будет тощий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса — кошель Место социальной роли в системе ценностей,

В штанах, что с юности берег, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы —

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.[194]

На протяжении своей жизни человек «играет» множество социальных ролей, каждая их которых предъявляет к нему свои требования.

Статус «ползущего в школу» ребенка подчинен взрослым, и от него ожидается почтительность по отношению не только к родителям, но и вообще ко всем старшим. Статус «ревнивого к чести» солдата отличен от статуса «судьи с брюшком округлым». Статус женщины отличается от статуса мужчины, и потому у нее «свои есть Место социальной роли в системе ценностей выходы, уходы», и неразумно ждать от женщины того же, что общество требует от мужчины.

Содержание роли составляет собой нормы культуры, принятые в обществе; все они производны от ценностей социума, и усваиваются в основном через воспитание и обучение.

Так, девочка с самого раннего детства, воспитывается как существо, которому противопоказано лазать по деревьям и заборам, драться с другими девчонками, дразнить собак и т.д. Ей прививаются ценности гигиены, личной опрятности; навыки заботы, ухода за другими, и приветствуется, когда она начинает «лечить» своих куколок, кошек и соседских хулиганов. Поэтому добродетели «гусар-девицы» Шурочки Азаровой (Дуровой) или последних защитниц Зимнего дворца Место социальной роли в системе ценностей, женщин из «Батальона смерти» Марии Леонтьевны Бочкаревой – это чаще предмет мужской насмешки, нежели женской гордости.

Такая насмешка сквозит в стихах Маяковского, который называет женщин-смертниц «бочкаревскими дурами» и презрительно отзывается об их роли в защите Зимнего: «Первый, боязнью одолен, снялся бабий батальон».

Напротив, воспитание мальчика снисходительно к нарушению многих запретов, существующих для девочек. «Комнатное растение», «пай-мальчик» – скорее отрицательный персонаж, чем пример для подражания.

В дальнейшем освоение содержания социальных ролей осуществляется в процессе обучения. Но и здесь не все нормы культуры присущие одной роли, приемлемы для другой. Так, не все качества, специально прививаемые будущему офицеру, уместны на университетских Место социальной роли в системе ценностей кафедрах.

Итак, со стороны общества социальная роль может быть охарактеризована как ролевое ожидание (экспектация), со стороны индивида – как исполнение (игра).


documentaazyfph.html
documentaazymzp.html
documentaazyujx.html
documentaazzbuf.html
documentaazzjen.html
Документ Место социальной роли в системе ценностей